Сегодня веб сайт может выступать, по нашему мнению, в двух ипостасях: как собственно самодостаточный продукт (товар), на котором построен бизнес, и как инструмент маркетинга, главным образом, как реклама товара или услуг.
Например, поисковые системы, каталоги, сайты социальных сетей.
Всем известны Google, Facebook, Yandex, Odnoklassniki.ru, Twitter, Vk.com (рус. ВКонтакте) и многие другие. Создание сайта - это по сути инвестиции в бизнес или даже его основание.
Другая разновидность сайтов - сайты, которые выполняют вспомогательную функцию к бизнесу или товару. Например, вы производите кастрюли, или ваша организация предоставляет юридические или медицинские услуги и у вас есть сайт.
Веб сайт можно рассматривать как рекламу и инструмент создания имиджа фирмы, личности, товара или услуги.
При рассмотрении вопроса о создании веб сайта важно максимально точно определиться с ожиданиями. Речь идет о том, что они (ожидания) должны быть реалистичными - не завышенными и, напротив, не заниженными. Ожидания должны основываться на определенных реалиях.
На практике встречаются клиенты, которые не дооценивают значение веб сайта. Еще несколько лет назад трудно было убедить руководителей отелей в том, что сайт - едва ли не главный инструмент продвижения такого вида услуг. Странно было видеть, что значительные средства тратились на рекламу в городе. Возникал вопрос, а вообще жители города есть потенциальные клиенты отеля?
Чтобы убедить владельца отеля в необходимости сайта пришлось провести анализ заполнения гостиничных номеров: коэффициент заполнения составлял около 30%. Повышение коэффициента заполнения до 40% давало возврата инвестированных средств всего за полгода. На самом деле, так и произошло.
Другой случай недооценки значения веб сайта при инвестировании в тот или иной бизнес - это отсутствие в смете (иногда многомиллионной) затрат на разработку сайта. Это похоже на то, что при покупке дорогого автомобиля было сэкономлено на болтах, которыми прикручиваются колеса. Сайт должен работать с самого начала бизнеса, а разрабатываться параллельно со строительством, наладкой оборудования, технологий.
Во многих случаях только сайт дает возможность проинформировать клиентов в других городах или странах о доступности того или иного вида услуг. К такому виду услуг можно отнести услуги гостиниц, туристических бюро, медицинских учреждений, юридических консультаций.
Существует и другая реальность. Заказчики веб сайтов часто завышают свои ожидания от сайта. Вложив в разработку и продвижение сайта единовременно 10000 гривен, менеджеры хотят получить прибыль в течение года в десятки раз выше.
Когда речь идет об инвестициях, то существует определенная процедура рассмотрения предложений относительно направления инвестирования, рассматривается экономическая эффективность от инвестиций, а также ROI (return on investment), то есть, время возврата инвестированных средств. Нормальный годовой доход от инвестиций составляет от 30 до 50%. Т.е., средства, вложенные в сайт, могут быть возвращены за два - три года.
Сайт - это только один из инструментов маркетинга. Завышенные ожидания от эффективности сайта могут привести к тому, что другим составляющим маркетингового комплекса, известным как 4Р (four Ps) - свойства товара (услуг), цена, место и продвижение, может не уделяться должное внимание, а иногда и вообще может отсутствовать работа по этим направлениям.
Итак, разработчик сайта должен иногда разобраться в структуре и эффективности маркетингового комплекса своего клиента, давать ему рекомендации по решению тех или иных проблем рекламы и продвижения его бизнеса.
Владимир Малеванный